Международная библиотека исследований моды открывается и доступна бесплатно для всех
Спустя четыре года после того, как Элиза Бай Олсен и ее покойный наставник Стивен Марк Кляйн “написали эту очень краткую презентацию”, чтобы предложить Международную библиотеку исследований моды, двери института в Осло открылись. После того как осенью 2020 года институт дебютировал в цифровом формате, его физический офис теперь официально открыт по одному из главных адресов Осло. Расположенная рядом с Национальным музеем и в том же кампусе, библиотека спасла историческое здание от сноса, а также находится недалеко от другой важной достопримечательности — Нобелевского центра мира.
Созданный как “самое полное в мире хранилище специализированных исследований в области моды и современных модных публикаций”, ILFR ориентирован на исследователей, профессионалов отрасли и обычных энтузиастов. Во время интервью на прошлой неделе Ойзен вспомнила, как обратилась к Национальному музею Норвегии, который уже обращался к ней с просьбой организовать выставку.
Поскольку она с энтузиазмом относилась к этому начинанию, ей также пришла в голову идея открыть библиотеку: “Для тех, кого это может касаться в Национальном музее, я хочу основать библиотеку для изучения моды. «Это было чрезвычайно наивно. Я только на днях перечитала это письмо, и оно было очень ценным”.
Подход «давай сделаем все по-новому» сослужил ей хорошую службу. “Именно так обстояло дело со всем, что я намеревалась сделать. Я ничего не знал о печатных журналах, когда начал издавать свой первый журнал [впервые в возрасте 13 лет].
Я твердо верю в то, что нужно учиться по ходу дела, методом проб и ошибок. Конечно, качество важно, но для меня было очень важно учиться на практике”, — сказал Олсен. “..Мне только что исполнилось 23 года. Я говорил со своей мамой о том, что отмечаю десятую годовщину своей работы в бизнесе, в индустрии”.
По словам основателя, это уютное пространство, расположенное в здании бывшего железнодорожного вокзала, отличается от многих музеев, галерей и, “конечно же, магазинов модной одежды”, которые придерживаются подхода “больше значит больше”. “Его масштабный подход также схож с журналом Wallet [который Олсен начал выпускать много лет назад и рассчитывал на десять лет]. ”Формат этого издания был немного больше, чем размер iPhone, несмотря на то, что в то время преобладали журналы и книги размером с журнальный столик. Предвидя, что библиотека быстро перерастет это пространство, она подумала, что, возможно, норвежскому государству следует построить для нас большую библиотеку. ”Проект финансируется за счет государственного и частного финансирования, а также значительной части средств со сберегательного счета Олсена.
Учебное помещение ILFR занимает около 1600 квадратных футов на верхнем уровне, а выставочное пространство площадью 8100 квадратных футов расположено ниже. На открывающейся выставке “Для немедленного выпуска: искусство пресс-релиза” представлены материалы от Maison Martin Margela, Алессандро Микеле, Уолтера Ван Бейрендонка, Prada, Mowalola, Sunnei, Вирджила Абло, Анджело Фигуса, Comme des Garcons и других.
В 26-минутном сатирическом фильме, снятом Национальным музеем дизайна Купера Хьюитта, рассказывается о дизайнере одежды William Вилли Смите, что, по-видимому, является шуткой над пресс-релизами как способом рассказать о моде. Олсен, умеющий видеть вещи насквозь, сказал: “Со временем мы увидели, что пресс-релизы о моде стали очень ориентированными на современное искусство, с очень абстрактным и высокопарным языком.
Это не эксперимент. Это строгий способ говорить о моде. Это привело к чрезмерному объяснению, чрезмерной концептуализации”.
Ссылаясь на стремление библиотеки сохранить прошлое моды, в то же время понять настоящее и способствовать ее будущему, Олсен отметил, что по мере того, как пресс-релизы становятся все более цифровыми, распространяется не так много физических изданий. “Кроме того, это очень доступный формат. Люди пишут отзывы о своих коллекциях, а затем избавляются от материалов”, — сказала она.
Тележки с материалами, которые другие посетители просили просмотреть, будут расставлены в проходах, чтобы у посетителей появилось еще одно ощущение открытия. “Это своего рода физический алгоритм, интересный для отслеживания того, с какими материалами сталкивались люди, которые были там до вас”, — сказал Олсен. Планируя проводить выставки примерно раз в три месяца, библиотека хочет, чтобы посетители и читатели понимали, как работает учреждение и какой экономический механизм необходим для его функционирования. “Возможно, выставки не будут пересекаться [одна за другой], или, может быть, в какой-то месяц у нас закончатся средства или не будет спонсора.
Тогда выставка может просто опустеть, или к нам могут прийти местные жители, чтобы заполнить пространство”.
На открытии во вторник будут присутствовать ее общие друзья и Кляйн, а также мыслители моды, эксперты, директора музеев, профессионалы индустрии, сотрудники IFRL и люди из списка пожеланий, с которыми организация хотела бы работать в предстоящем году. “Наша главная миссия — создать пространство для международного модного мышления и критического осмысления моды”, — сказала она. Она считает, что бесплатная публичная библиотека еще далека от завершения и постоянно развивается.
Интересно, что дизайнеры не станут абсолютным апогеем библиотеки. Напомнив, что предложение властям Осло было сделано на симпозиуме, организованном IFRL прошлой осенью, Олсен сказал, что оно было направлено на исследование: “Что происходит, когда вы создаете модную экосистему, в которой дизайнер не обязательно находится в центре внимания?» Конечно, у нас в центре внимания много дизайнеров.
Большая часть нашей коллекции — это печатные рекламные материалы от дизайнеров. Но что происходит, когда вы приглашаете архитекторов, писателей-фантастов, современных художников или других людей, не связанных с модой, в пространство, подобное нашему? Можно сотворить много волшебства, смешав модный дискурс с другими областями культуры — не пренебрегая модой, конечно”.
Торжественное открытие будет неполным для Олсен из-за отсутствия Кляйна, который покончил с собой в прошлом году и который всегда в ее мыслях.
После того, как в 2015 году он написал ей по электронной почте «Холодно», их дружба расцвела, и последовали ежедневные звонки. “Очень жаль, что его нет с нами, и это тоже сильно повлияет на открытие. Это был проект, который мы начинали вместе. Это была идея, объединяющая поколения. Оглядываясь назад после его кончины, я понимаю, что он чувствовал, что его работа и исследования завершены, и он передавал эстафету дальше. По крайней мере, я могу думать об этом с позиции силы, что я вынужден делать после того, как произошло нечто столь трагичное. Это прекрасно — иметь здесь его наследие, развивать его и по-настоящему чтить его”, — сказал Олсен. “Я не унаследовал коллекцию после его кончины. Это важно. Он был в добром здравии и хорошем настроении, когда дарил ее мне. Мы работали над ней вместе”.
Тем не менее, потеря Кляйна была настолько глубокой, что Олсен не могла заходить в библиотеку в течение трех месяцев, и она полагалась на помощь своего ассистента. “Я не хотела заходить. Это такая личная коллекция, и в ней действительно присутствует его энергия.
На это ушло время, но я постепенно привыкаю к этому. И я стараюсь использовать эту энергию наилучшим образом”, — сказала она, подчеркнув, что, хотя она и была вынуждена это сделать, она сделала это не по своей воле.
Оглядываясь назад, она не понимала, насколько важным было бы воплотить это в жизнь, особенно в Осло, где благотворительность ограничена и очень мало частных учреждений. “Существует идея, что культура в некотором роде финансируется государством.
В какой-то степени я согласен, но в то же время было очень трудно вписаться в этот ландшафт. Чтобы довести дело до конца, потребовалось некоторое упорство.”
Очередь на помещение была занята во время пандемии в мае 2020 года, что отложило первоначальные планы по открытию.
Из-за травмы колена основатель был вынужден уйти на больничный на 14 месяцев. Вдобавок ко всему, когда уроженка Норвегии Олсен впервые вернулась домой, она сделала это из-за болезни своего отца. До этого она жила впроголодь, путешествуя по разным проектам, и в то время была незнакома с модой и культурным ландшафтом Норвегии. Каким-то образом все это сошлось воедино, отчасти благодаря Национальному музею, предоставившему это место. То, как транспортные контейнеры, наполненные 4410 фунтами коллекции Кляйна, врезались в причал Осло, также придало этому начинанию конкретности. Прошедший прошлой осенью симпозиум доказал ей, что у ILFR есть аудитория, благодаря количеству студентов, которые оплатили перелет в Осло для участия в мероприятии, а также количеству местных студентов и специалистов отрасли, которые приняли в нем участие.
Недавно до нее дошло, что после стольких усилий на премьере не утихнет тотальный ажиотаж. “Это не тот случай. Именно тогда начинается вся интересная работа с программированием, кураторством и редакторскими проектами, связанными с библиотекой. Это только начало”, — сказал Олсен.
Твитнуть