Шанхайские художественные ярмарки перевернуты с ног на голову из-за одного случая заражения COVID-19
ШАНХАЙ . Потребовался всего один случай заражения COVID—19, чтобы нарушить работу рынка художественных выставок в Китае. 10 ноября в центре Шанхая при большом стечении народа открылась одна из самых важных местных художественных ярмарок Art021. Но всего через 24 часа, после того как у одного охранника был обнаружен положительный результат на COVID-19, четырехдневная ярмарка была внезапно закрыта.
Организаторов мероприятий, галеристов и посетителей ярмарок быстро вывели со сцены. Позже некоторых из них отправили на семидневный карантин из-за “близкого контакта” с инфекцией COVID-19. Изображения и видеозаписи, на которых работники в защитных костюмах от пандемии проводят дезинфекцию помещения рядом с выставленными произведениями искусства, быстро распространились в Интернете, но представитель Art021 быстро пояснил местным СМИ, что стенды не были частью дезинфекции, а работы были надежно защищены на момент закрытия. Внезапная остановка произошла из-за того, что Китай развернул кампанию по смягчению мер, связанных с COVID-19.
Но, несмотря на то, что политика “нулевого распространения COVID-19” все еще действует, местные власти продолжают беспокоиться о росте заболеваемости и придерживаются строгих правил контроля. Закрытие Art021 затронуло сто тридцать четыре галереи, в том числе Perrotin, David Zwirner, White Cube, Balice Hertling и галерею Дэвида Кордански.
На другом конце города, в West Bund Art & Design, проходившей параллельно ярмарке, в которой приняли участие более 100 галерей, в том числе Hauser & Wirth, Sadie Coles, Ota Fine Arts, Lisson Gallery и Pace Gallery, повезло больше. Известные галереи, такие как Perrotin, White Cube, Almine Rech и Whitestone, разместили второй стенд на выставке West Bund Art &, Дизайн, ориентированный на несколько иную аудиторию и выражающий общую приверженность рынку.
Но, сославшись на “проблемы со здоровьем и безопасностью”, West Bund также закрылся на день раньше. Две недолговечные художественные ярмарки сразу же охладили доверие рынка и указали на непредсказуемые ситуации, с которыми сталкиваются организаторы мероприятий в стране, но галереям все же удалось отчитаться о продажах.
Согласно сообщениям местных СМИ, картина Аниша Капура “Дрожь” была продана в галерее Lisson за 7,9 миллиона юаней, или 1,1 миллиона долларов. Hauser &, Вирт представил персональную выставку послевоенного немецкого художника Гюнтера Форга. В первый день ярмарки китайским коллекционерам и частному китайскому художественному учреждению было продано несколько работ по цене от 60 019 до 362 187 долларов. На West Bund галерея Whitestone представила персональную презентацию японской художницы Этсу Эгами, 12 работ которой стоимостью от 14 000 до 37 000 долларов были распроданы еще до открытия выставки.
На выставке Art021 многие галереи, включая David Zwirner, Perrotin и Shanghart, смогли заключить сделки примерно на 50 процентов своих работ в первый день работы выставки. Пекинская галерея Line Gallery продала от 70 до 80 процентов своих работ до того, как выставка открылась для VIP-гостей. Но из-за сокращения сроков проведения ярмарки менее опытные коллекционеры не смогли совершить “импульсивные покупки”, — сказал источник, знакомый с отраслью. “Процесс заключения сделки обычно проходит очень быстро, но некоторые коллекционеры, которые надеялись еще раз или в третий раз взглянуть на работы, не смогли этого сделать в этом году”, — сказал Мэнъяо Сун из галереи Spurs, разделяя то же мнение. Элемент неожиданности также был неуместен на художественных ярмарках этого года. “На Вест-Банде я увидел много тех же художников, что и раньше.
Что касается [Art]021, я заметил, что там было так много поп-арта с большим количеством городских отсылок, который действительно нравился молодому, менее искушенному в искусстве поколению”, — сказал Лама Хурани, иорданский коллекционер и дизайнер ювелирных украшений. “Обычно вы обнаруживаете одного или двух необычных, экспериментальных или начинающих художников. Я тоже увидел кое-что интересное, но в целом мне показалось, что они [галереи] выбрали более безопасную сторону”, — добавил Хурани.
По словам обозревателя арт-рынка Тэн Чжана (Teng Zhang), с начала пандемии в 2020 году на арт-ярмарках стало постоянной тенденцией соблюдать осторожность. “Мы видим, что на художественных ярмарках в Шанхае появляется все меньше произведений искусства, представляющих интерес для «голубых фишек». Возможно, что отношение галереи к китайскому рынку с точки зрения возврата инвестиций и командировочных расходов изменилось”, — сказал Чжан. “Еще предстоит увидеть, как восстановится рынок в целом, включая COVID-19 и его побочные эффекты”.
Но растущий интерес китайских коллекционеров вселяет в рынок некоторую надежду.
Коллекционер поколения Z Черри Сюй увидела на ярмарках этого года несколько “восхитительных сюрпризов”, в которых упоминались работы Алекса Да Корте, Оливера Бира и Фей Чена. На ярмарках этого года Сюй покупал работы местных художников Шуруи Ли, Гуань Сяо и Эммы Стерн из Нью-Йорка. “Но из-за карантина в Шанхае и экономической нестабильности я замедлил темпы коллекционирования”, — сказал Сюй. “Я стал уделять больше времени знакомству с идеями, выраженными в произведениях искусства, и размышлять о связи между ними и мной самим”.
Несмотря на проблемы с арт-ярмарками, китайский рынок остается одним из самых важных арт-рынков в мире.
Согласно недавнему отчету Art Basel и UBS “Обзор мирового коллекционирования в 2022 году”, более 34 процентов коллекционеров из материкового Китая планируют потратить на произведения искусства более 1 миллиона долларов в этом году, что занимает второе место после 60 процентов во Франции. Согласно отчету, в 2021 году доля мирового импорта произведений искусства и антиквариата на рынке материкового Китая увеличилась на 6% в годовом исчислении до 10%, обогнав Великобританию и заняв третье место после США и Гонконга.
Как для коллекционеров, так и для галерей художественные ярмарки продолжатся, несмотря на неудачи в этом году. “Сам факт того, что они [художественные ярмарки] состоялись, — это великое событие для зрителей, художников и галерей, даже несмотря на то, что это был небольшой проблеск надежды”, — сказал Хурани. “Тем не менее, это приносит много радости. Искусство очень важно.
Это важнейшая часть облика и идентичности места”.
“Огромный энтузиазм и поддержка, которые я ощущал на ярмарках, убедили меня в страсти китайских коллекционеров и их вере в рынок современного искусства Китая”, — сказал Сюй. Параллельно с ярмарками искусств на прошлой неделе успешно открылось более десятка художественных выставок.
В центре Шанхая, в магазине Prada Rong Zhai, состоялась выставка “Майкл Ван: озеро Тай”, посвященная аквакультуре в местном регионе реки Янцзы. В музее Вест-Бунда открылись выставки “Женщины в абстракции” и “Ху Сяо Юань, тропинка на песке”, которые являются частью пятилетнего сотрудничества Центра Помпиду и музейного проекта West Bund Museum Project.
В художественном музее Чи К11 проходит первая персональная выставка Кэролайн Уокер “Наблюдение за женщинами”, посвященная женщине-художнице.
Твитнуть