Все это блестит и много золота на последней выставке в Музее Ива Сен-Лорана
ПАРИЖ. “Однажды мое имя будет начертано золотыми буквами на Елисейских полях”, — как-то сказал своей семье 15-летний Ив Сен-Лоран. В пятницу открывается выставка “Золото: творения Сен-Лорана”, посвященная роли этого драгоценного металла в творчестве покойного кутюрье, имя которого широко известно в мире моды и во Франции. Идея создания музея пришла в голову директору музея Эльзе Janssen, которая также является куратором этой выставки, когда она изучала запасы музея. “Я повсюду видела золото.
Оно сверкало — ламе, ремни, обувь — это было потрясающе”, — вспоминает она. На основе первоначальной подборки из 40 текстильных изделий были созданы шесть разделов, в которых рассказывается о моде за 40 лет, а также о жизни в XX веке на протяжении четырех десятилетий.
Выставку открывают три пиджака с позолоченными пуговицами, напоминающие шерстяной жакет peacoat, который был представлен на показе высокой моды в 1962 году. Декоративные золотые пуговицы были символом желания Сен-Лорана “осветить свою женщину”, несмотря на его отвращение к дневным украшениям, объяснил куратор.
Рядом с ними на стене — еще одна троица, на этот раз позолоченные скульптуры бельгийского скульптора Йохана Кретена. На предварительном просмотре художник объяснил, что эти работы из серии под названием “Zwam” с подзаголовком “Glories” связаны с идеей творения, божественного начала, а также с соблазнительной и опасной двойственностью, стоящей за блеском и очарованием узнаваемости. “Это два элемента, которые всегда соприкасались и всегда [присутствовали] в его творчестве и жизни”, — сказал художник, которому также понравилась идея материализовать коллекцию произведений искусства всех эпох, собранную Сен-Лораном и Пьером Берже на протяжении всей их жизни.
Помимо овальной формы и фактуры, которые невольно напоминают пуговицы, они символизируют желание Янссон выйти за рамки тематического прочтения творений Сен-Лорана и показать покойного кутюрье как “самого ”художника“ из всех кутюрье”, обладающего “магической силой», благодаря которой он «превращал все, к чему прикасался, в золото.”
На протяжении всей выставки, если наряды, богатые по фактуре и декору, демонстрируют стремление кутюрье расширить возможности женщин с помощью обнаженных ног, строгих костюмов или атрибутов мужского благородства, то именно идея стиля Мидас проявляется сильнее всего. Повсюду сверкает награда “золотые ножницы”, которую он получил, слепки с тела, созданные в сотрудничестве со скульптором Клодом Лаланном в 1969 году, духи “Champagne”, которые позже были переименованы в “Yvresse” после судебных исков со стороны французских производителей шампанского, и даже волосы, ставшие золотыми, – головной убор в виде Рапунцель, заплетенный в косы- как каскад светлых локонов, которые были на невесте из осенней коллекции Saint Laurent 1967 года. “Он был одержим светлыми волосами, их чистотой”, — Janssen размышляла о том, что эта склонность сохранилась в локонах муз всей жизни Катрин Денев и Бетти Катру.
На втором этаже находится секция, посвященная блестящей ночной жизни, которая была одновременно источником вдохновения и убежищем для кутюрье, особенно в зеркальном зале, воссоздающем вечер открытия клуба Palace в 1978 году, где дресс-кодом был “смокинг, вечернее платье или что-нибудь подходящее для этого случая”.
Среди силуэтов от Rive Gauche и haute couture выделяется обманчиво простой черный смокинг с изображением самого Сен-Лорана, чей голос звучит в саундтреке, смешанном с музыкой эпохи. На стене висят фотографии с вечеринок, на которых запечатлена игривая, радостная сторона человека, стоящего за домом моды, в окружении таких людей, как Катру, Лулу де ла Фалез, Грейс Джонс, Энди Уорхол, Палома Пикассо или Мик Джаггер, в кудрявом светлом парике для вечеринки по гендерному признаку.- обмен местами.
Это укрепило идею о том, что Сен-Лоран был не только требовательным и потрясающим модельером, но и “солнечным эпикурейцем с глубоким пониманием радости, похожим на праздничный пузырь”, как выразился Janssen. Вернувшись на первый этаж, чтобы воплотить в жизнь украшения, которые стали результатом его длительного сотрудничества с Лулу де ла Фалез в области бижутерии, Янссен обратился к редактору отдела предметов искусства Анне Клоссовски, а также к своей дочери и крестнице Janssen, с просьбой создать инсталляцию “Освети меня!”, в которой аксессуары представлены в хронологическом и цветовом пересказе о десятилетиях их сотрудничества.
Почетное место занимает золотое вечернее платье 1966 года, которое представлено на снимке Дэвида Бейли и является фирменным знаком выставки. “Вы можете видеть, что Египет и фараоны были для него центром притяжения, как и реликварии в церквях, а также недавно вышедшая на экраны картина Джозефа Л. Манкевича «Клеопатра» с участием Элизабет Тейлор — все это объединилось в его голове благодаря этому платью, украшенному полудрагоценными камнями”Janssen», — сказал Янссен. На последних витринах были представлены вышивки по образцам и силуэтам, разработанным специализированными ателье Hurel, Вермонт, Pierre Mesrine и Lesage, а также его мастерство в создании сценических костюмов и сюрреалистические высказывания — от слов Жана Кокто до самоисполняющегося пророчества, сделанного им самим в 15-летнем возрасте.
Janssen надеется, что посетители будут “согреты солнечным светом, который приносит [Сен-Лоран]”, благодаря “радости, великолепию, эмоциям, а также силе его творческого гения”, который стал иконой.
Твитнуть